![]() |
![]() |
|
|
![]() СИМВОЛ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕМИИ В ОБЛАСТИ МЕДИАБИЗНЕСА ____________________
|
Интервью с Алексеем Земским, генеральным директором телекомпании НТВ: «Нас ждёт гибридное телевидение»
— Почти четыре года назад передо мной и командой НТВ была поставлена задача сохранить позицию телекомпании в тройке лидеров на телевизионном рынке России и трансформировать концепцию вещания канала, включив в неё активное развитие социально значимых проектов. Этим мы занимались все это время и гордимся результатами работы. Сейчас, как и весь рынок, НТВ активно готовит новый телевизионный сезон. На старте прошлого телесезона «выстрелила» наша праймовая линейка сериалов и в грядущем сезоне мы планируем повторить наши успехи. К юбилею Владимира Машкова в эфир вышла военная драма «Медное солнце», высокие отзывы кинокритиков получил исторический детектив «Ростов» с Иваном Охлобыстиным и Артуром Смольяниновым. За работу в триллере Валерия Тодоровского «Ворона» Лиза Боярская получила премию фестиваля «Пилот». В новом сезоне зрители увидят продолжение таких сериальных хитов, как «Скорая помощь» с Гошей Куценко, который на протяжении двухнедельного показа удерживал лидерство в прайм-тайме и дважды становился лучшим эфирным событием недели. Остросюжетную комедию «Динозавр» с Андреем Смирновым, которая стала лучшим эфирным событием недели и обогнала первый выпуск нового сезона шоу «Голос» и информационную программу «Время». Продолжится экранная жизнь Андрея Вершинина – главного героя детектива «Канцелярская крыса», будут новые приключения Макса Максимова из «Пса». Не буду раскрывать всех карт, но вместе с продолжением успешных проектов, покажем премьерные, уже имеющие фестивальную историю. Помимо новой линейки сериалов, мы запускаем и другие новые программы. Один из проектов, которые зрители увидят осенью, уже был анонсирован на международном телерынке MIPTV и презентован в Москве. Речь идёт о первом в мире автомобильном шоу талантов Drive Master, съёмки которого скоро начнутся в Москве. Проект производится телеканалом НТВ совместно с программой развития российского автоспорта SMP Racing и телеканалом «Авто Плюс». Параллельно с эфирной версией программы для России, будет создан международный формат. Кстати, мы стали первым из российских телеканалов, кто с самого начала заручился поддержкой одного из крупнейших мировых дистрибуторов и производителей контента Keshet International. Уже сейчас более 10-ти стран заинтересовались нашим форматом. Также сейчас идёт серьёзная кампания по переходу на цифровое вещание, который предоставит каналам «большой тройки» равные условия по техническому охвату. Исторически сложилось, что «Первый» и «Россия 1» имели большее покрытие по стране, сейчас ситуация выравнивается. Это также позволит НТВ предоставить телезрителям новые интерактивные сервисы, такие как HbbTV, и мы активно этим занимаемся. — НТВ входит в число самых активных игроков рынка международной дистрибуции и создания тематических каналов. Зачем это нужно? — Параллельно с заполнением премьерной полки мы успешно монетизируем существующую библиотеку НТВ, напомню, что канал является обладателем более 20 тысяч часов контента. Он успешно работает на наших нишевых каналах и продаётся на различные рынки и медиаплатформы. На данный момент НТВ оперирует четырьмя тематическими телеканалами: «НТВ Стиль», «НТВ Сериал», «НТВ Право» и «НТВ-Хит». Последний мы запустили в прошлом году и за это время он достиг стабильного среднесуточного просмотра в 1 час, а среднемесячный охват с ноября 2018 вырос в два раза. С начала этого года мы начали реализовывать рекламные возможности «НТВ-Хита». Активной международной дистрибуцией канал занимается уже два года. Первым успехом на мировом рынке стал исторический сериал «Хождение по мукам». Благодаря дистрибутору проекта, компании Dori Media, его уже посмотрели в Греции, увидят телезрители Таиланда, и он был приобретен Netflix за серьёзные деньги. Второй сделкой с Dori Media стало приобретение международных прав на сериал «Пёс». Дистрибуцией триллера «Проклятие спящих» и остросюжетной драмы «Трасса смерти» занимается компания Armoza Formats. Историческая драма «А.Л.Ж.И.Р.», благодаря дистрибутору Global Agency, вошла в библиотеку арабской онлайн платформы TenTime. Остросюжетный детектив «Шуберт» с Алексеем Воробьёвым был продан на китайскую онлайн платформу Bilibili с почти 80-ти миллионной ежемесячной аудиторией, а также вошёл в пакет проектов, приобретенных Keshet International вместе с триллерами «По ту сторону смерти» со Светланой Ходченковой и Сергеем Гармашом и «Ворона» с Елизаветой Боярской и Анатолием Белым. Проекты НТВ есть на Amazon Prime, также наш контент покупают в странах Балтии, в Болгарии, Монголии и Казахстане, где один их наших эфирных хитов «Невский» собрал долю 40%. — Какие нововведения удалось привнести в структуру управления компанией за четыре года вашего пребывания на посту генерального директора? — НТВ – это уникальная команда профессионалов. Многие из сотрудников стояли у истоков канала, но также в нашем штате много молодых специалистов. Главным принципом стало сохранение уникальных кадров и повышение компетенций молодых. В прошлом году в честь юбилея мы выпустили почтовую марку «25 лет НТВ» и вручили её сотрудникам, стоявшим у истоков телеканала. Для нас юбилей НТВ стал не просто красивой вехой в истории канала, а возможностью поблагодарить людей, которые работают в телекомпании в кадре и за кадром на протяжении двух десятилетий. — Вы номинированы на премию «Медиа-Менеджер - 2019» с формулировкой «За эффективное управление, комплексное развитие и укрепление лидирующих позиций АО «Телекомпании НТВ». Расскажите подробнее, в каком направлении развивается телекомпания и каких результатов удалось добиться? — Во-первых, нам удалось остановить падение показателей, которое длилось с 2012 года и выйти на стабильную долю в 10%, которую мы держим третий год подряд. 2019 год открыл в НТВ новые мощности, и наш телеканал стал единственным из «большой тройки», который в первом квартале увеличил долю аудитории и оказался в плюсе на 0,2 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также НТВ по-прежнему стабильно лидирует в мужской аудитории с долей больше 10%. Отдельным событием стали выходные на НТВ, в эти дни нас активно смотрит любимая рекламодателями аудитория 14-44, а наша доля в 10,5% выводит нас на первое место по стране. Под занавес сезона мы получили еще одну хорошую новость. Внедрение новой методики подсчёта Mediascope, включающей показатели дачного телесмотрения в национальные данные, усиливает позиции НТВ как с точки зрения доли, так и с точки зрения рейтинга. Согласно тестовым данным за 2018-2019 гг. «совокупная» доля НТВ была выше от 1% до 6% в зависимости от периода расчета, а прирост по рейтингу составил от 2,3% до 17,5%. К этим результатам привела новая программная политика телеканала. Помимо производства качественных остросюжетных сериалов, мы усилили информационное вещание, расширили линейку лайфстайл-программ, запустили праймовые развлекательные шоу. Информационное вещание НТВ всегда имело своё лицо, а сейчас мы укрепили свои позиции программой «Место встречи» с Андреем Норкиным, которая стала бесспорным лидером среди всех дневных общественно-политических ток-шоу, а также аналитикой выходного дня в «Итогах недели» с Ирадой Зейналовой, являющейся неоднократным лидером воскресного вечера. Вместе с этим сейчас на НТВ выходят такие имиджевые и значимые проекты, как «Жди меня», «ДНК», «Квартирник НТВ у Маргулиса». В вечернем эфире по субботам с успехом идёт развлекательно-сатирическая «Международная пилорама» с Тиграном Кеосаяном, а на старте прошлого сезона, ставшего для НТВ юбилейным, в эфир вернулась легендарная Татьяна Миткова со своей «Крутой историей». В прошлом телесезоне обновился формат «Центрального телевидения» с Вадимом Такменёвым, также программа обзавелась ультрасовременной студией. Усиливает субботний прайм «Секрет на миллион» с Лерой Кудрявцевой, в этом сезоне существенно расширился пул звёздных гостей, и вместе со звёздами шоу-бизнеса зрители услышали признания Маргариты Симоньян, Татьяны Навки, Ксении Собчак, Марии Максаковой. Как я уже говорил, особое внимание мы начали уделять социально-значимым проектам – международному вокальному шоу «Ты супер!» для детей, оставшихся без попечения родителей и ежегодной акции «Путешествие Деда Мороза с НТВ». «Ты супер!» с успехом идет уже три года, и сейчас открыт кастинг в четвертый сезон. Шоу давно перешагнуло рамки телевизионного проекта и превратилось в масштабное социальное движение, объединившее звезд и талантливых ребят с непростой судьбой. Также снова готовим благотворительную акцию «Путешествие Деда Мороза», уже в четвертый раз вместе с ведущими телеканала, звёздами и Дедом Морозом проедем по всей стране от востока до запада, посетим детские дома и социальные учреждения, придём в гости к многодетным и малоимущим семьям. Мы рады, что с каждым годом к нашей инициативе присоединяется все большее количество партнёров и неравнодушных людей. И конечно, активно темой благотворительности занимается новостная служба канала, за прошлый год в эфире НТВ вышло 106 благотворительных сюжетов о людях, нуждающихся в помощи. Благодаря им было собрано 284 520 909 рублей. — Отечественное телевидение сейчас вынуждено бороться за внимание зрителя, который все больше переходит в интернет, начинает пользоваться онлайн-кинотеатрами. Какие меры принимает руководство НТВ для сохранения основной аудитории и достижения высоких показателей? — В условиях диджитализации аудитории работает правило Content is the King. Являясь крупнейшим российским производителем контента, мы предлагаем его аудитории на всех устройствах и во всех средах. В интернете нас активно смотрят как в России, так и за рубежом. Только у новых сериалов НТВ в 2018 году было более 500 млн просмотров на YouTube и ivi, а общее число просмотров видеоконтента НТВ на YouTube и сайте НТВ составило более 2,6 миллиардов. При этом число подписчиков официального аккаунта НТВ на YouTube за прошедший год выросло более чем в два раза и достигло почти 5 миллионов человек. Также в 2018 году в рамках партнёрства с онлайн-кинотеатром ivi НТВ практиковал catch forward. За одну неделю до телевизионной премьеры на крупнейшем российском онлайн-кинотеатре вышли остросюжетные драмы «Жена полицейского», «Оперетта капитана Крутова», «Последняя статья журналиста», «Высокие ставки». А исторический детектив «Казнить нельзя помиловать» вошёл в топ-5 среди всех просмотров сериалов по модели catch forward на ivi.ru. В интернете активно смотрят наши новости, мы стабильно входим в ТОП-5 самых цитируемых ТВ-каналов, а по итогам ПМЭФ’19 НТВ занял первое место по индексу цитируемости в СМИ среди всех телеканалов. Также в этом году на специально запущенном НТВ круглосуточном интернет-канале 1 700 000 пользователей посмотрели онлайн-трансляцию, посвященном работе форума. — Как бы вы описали своего основного зрителя и меняется он? — Изменения в профиле нашей аудитории мы зафиксировали год назад, когда проводили совместные с Mediascope исследования. На момент 2018 года, по данным M’ Index, на 21% увеличилось число лояльных зрителей с доходом выше среднего. В первом квартале этого года по этой аудитории зафиксировано увеличение еще на 4% по сравнению с четвертым кварталом 2018. По этому же периоду мы видим, что среди нашей аудитории на 11% увеличилось число специалистов и руководителей, и на 10% - молодых лояльных зрителей в возрасте 16-34 лет. Ещё важной отличительной особенностью НТВ является его гендерная сбалансированность. Канал интересен как для мужчин, так и для женщин. По данным Росстата, НТВ в отличие от двух своих конкурентов повторяет гендерную пропорцию населения России: 45% мужчин и 55% женщин. — Какими принципами вы руководствуетесь при выборе производимого и транслируемого контента? — НТВ транслирует сбалансированный и диверсифицированный контент. «Сегодня», «Чрезвычайное происшествие», «Итоги недели» с Ирадой Зейналовой, «Центральное телевидение» с Вадимом Такменёвым – информационные бренды, известные каждому телезрителю. Что касается сериалов, то сейчас во всем мире существует тренд на остросюжетность, и это 100% жанр НТВ. Однако, важной особенностью нашей страны является то, что зрители предпочитают отечественный контент. В общем объеме сериалов, которые выходят на основных каналах, доля проектов российского производства составляет 70%. В настоящее время в производстве канала находится порядка 80 сериальных проектов с такими звёздами, как Чулпан Хаматова, Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Елена Лядова, Сергей Пускепалис, Павел Прилучный, Александр Балуев, Александр Домогаров. Также НТВ является первопроходцем жанров на отечественном телевидении, и сейчас мы успешно капитализируем темы, открытые каналом. В начале 2000-х вместе с «Квартирным вопросом» НТВ стал первым в жанре лайфстайл на российском телевидении, сейчас в нашем эфире выходит 15 программ об образе жизни, среди которых «Мальцева», «Нашпотребнадзор», «Поедем, поедим!», «Дачный ответ». — Для узнаваемого бренда с историей важно не только постоянно держать руку на пульсе, но и поддерживать имидж. Как вы работаете с репутационными рисками? — Как я уже говорил, прошлый год стал для НТВ юбилейным, и мы в полной мере почувствовали, что это канал, который никого не оставляет равнодушным, ни зрителей, ни тех, кто на нём раньше работал. Такая энергетика. Сейчас пишется новая страница канала, НТВ зазвучал по-новому, как в России, так и за рубежом. Мы уже не ассоциируемся со скандальным и криминальным контентом, все чаще телезрители описывают нас как авторитетный, умный, полезный канал. Это все результаты комплексной работы по трансформации канала, которую мы ведём четыре года. — Вы ранее уже занимали пост заместителя генерального директора телекомпании «НТВ», затем перешли на работу в ВГТРК, а в 2015 году вернулись на НТВ, но уже на должность генерального директора. Расскажите, как было воспринято ваше возвращение трудовым коллективом? Насколько поменялся состав команды с вашим приходом? — Коллектив НТВ всегда имел собственное лицо. Вернувшись на НТВ в 2015-м, я с радостью обнаружил на рабочих местах большую частью коллектива, с которым мне посчастливилось работать раньше: Ольга Белова, Владимир Чернышов, Владимир Кондратьев, Вадим Глускер, Татьяна Миткова, Вадим Такменёв, Елизавета Листова. У журналистов появилась возможность создавать собственные документальные проекты в рамках НТВ-видение, например, этой весной вышел «Северный морской путь» Елизаветы Листовой. По субботам отлично работает «Центральное телевидение» с Вадимом Такменёвым, в прошлом сезоне запустилось шоу Натальи Мальцевой, чьё имя стало синонимом красоты и уюта. К нашей команде присоединились Ирада Зейналова, Лера Кудрявцева, Тигран Кеосаян, Сергей Майоров. Сейчас команда НТВ – это 2000 человек, причём 36 из них работают на канале четверть века, практически с момента основания телеканала. — Следите ли вы за достижениями конкурирующих телекомпаний? Кто из конкурентов для вас самый драйвовый? Естественно, каждое утро начинается с просмотра данных Mediascope, и мы внимательно следим за успехами коллег-конкурентов. Я уже говорил об успехах нашей сериальной линейки. По будням в прайме ближайшим конкурентом сериального предложения НТВ является контент телеканала «Россия 1». В этом году коллеги порадовали крепкими сериалами, но и наши «Динозавр» и «Скорая помощь» становились лидерами прайма. Вместе с этим НТВ приходится конкурировать и со своими собственными сериалами, показы которых случаются на других каналах. Днём в выходные, благодаря лайфстайл-проектам, мы на первом месте по молодой аудитории «11-44», в 2018 году доля в этом слоте составила 10,8%, и в этом сегменте мы обгоняем даже каналы, ориентирующиеся на молодёжь. Авторская программа «Итоги недели» с Ирадой Зейналовой не раз становилась лидером среди всех аналитических программ недели, оставляя коллег с других телеканалов позади. В субботы и воскресенья мы регулярно поднимаемся на второе место, оставляя позади Первый канал и уступая первенство только каналу «Россия 1». — Куда дальше будет развиваться наше телевидение. По какому вектору, с учётом внедрения новых технологий, оно пойдет? — Это вопрос не просто важный, а насущный. Сегодня классическое телевидение стоит перед несколькими вызовами. Во-первых, это изменение структуры телесмотрения. Мы видим, как набирают обороты OTT-сервисы и стриминговые платформы, целевой аудиторией которых, кстати, является не только молодёжь. Во-вторых, грядёт техническая революция, которая через 3,5 – 4 года неизбежно нас накроет. Тогда вся внутренняя инфраструктура производственных мощностей, которыми мы обладаем сейчас, уйдёт в IP, и мы начнём массово пользоваться такой модной штукой, как «облака». Это станет вызовом всем существующим процессам на телевидении. По сути, нас ждёт революция, равная отказу от кассеты, которая изменит все телевизионные процессы. И возвращаясь к первому пункту, по поводу изменения телесмотрения, нам, каналам, надо серьёзно пересмотреть структуру доходов. Рекламная модель в том виде, в каком она существует сейчас, и с тем трендами, которые мы наблюдаем, если не окончательно уйдет в прошлое, то точно станет не единственной. Мы должны научиться зарабатывать не только размещая рекламу, но и монетизируя контент на всех способах доставки сигнала телезрителю. Наверное, нас ждёт гибридное телевидение. С высокой долей вероятности, в ближайшее время появятся технологические платформы, которые будут предоставлять решения как непосредственно кабельным операторам, так и OTT-сервисам и агрегаторам, включая систему биллинга по правам. И если к этому добавить аудиторию и возможности сотовых операторов, можно представить телевизионную картину будущего. А вообще, пульт управления ТВ у нас давно в руках! « вернуться |
Адрес офиса: Россия, Москва, ул. Правды, дом 24, стр.4, оф.218 Для корреспонденции: 141014, г.Мытищи-14, а/я 34 |
![]() e-mail: mmr2020@corpmedia.ru |