|
|
СИМВОЛ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕМИИ В ОБЛАСТИ МЕДИАБИЗНЕСА ____________________
|
Слово редактора журнала о медиабизнесе «Новости СМИ», № 12
Сегодня хотел бы обсудить характер крупных сделок, которые сейчас проходят на медиарынке, поскольку они повлияют на стоимость других компаний. Очевидно, что мы входим в период их активной купли-продажи. Совсем недавно стало известно о продаже «Русской Медиагруппы» (РМГ) «Госконцерту». Причем эта сделка выпадает из числа предыдущих: покупателем стала государственная структура, да еще и не имеющая других активов на радиорынке. Фактически мы видим, как государственные и коммерческие компании ищут доходы на новых для себя территориях. Данный тандем покажет, какую прибыль может принести концертная деятельность при поддержке профессиональных радийщиков и такой успешной федеральной площадки, как «Русское Радио» – кстати, №1 в Москве. Это и для радиостанции будет хорошей поддержкой в период, когда рекламный рынок испытывает кризис неплатежей и падение спроса. Возможно, что мы имеем дело с хорошо продуманной бизнес-стратегией. К слову, «Почта России» также выходит на новый для нее рынок адресных рассылок, на котором планирует зарабатывать по 9 млрд рублей в год. РМГ – непрофильный актив для «Госконцерта», приобретенный, скорее всего, по поручению вышестоящих организаций. Государство явно хочет получить больший контроль над СМИ. С другой стороны, у него, видимо, выделены на это деньги. Правда, непонятно, в какой строке государственного бюджета. Продавец оценивал этот актив в $150–200 млн. За сколько именно РМГ была продана, пока не объявлено, но известно, что такие бизнесмены, как Леонид Федун и Вагит Алекперов, не отдадут ее по любой цене. Напомню, что в свое время его не смогли купить ни НМГ, ни структуры Михаила Гуцериева. С другой стороны, рынок перешел в стадию, когда количество свободных денег уменьшается, а инвестиции возвращаются с задержкой. Из-за этого происходит переоценка российских активов. Акции «СТС Медиа» только в этом году снизились на 42%. На компанию распространяется закон о 20%-м ограничении иностранного капитала в СМИ, чем она, опять же, обязана новой политике государства. На своем пике в декабре 2013 года стоимость акций достигала $12,9 за штуку, а сейчас – порядка $2,4. Капитализация холдинга – $374,65 млн. Однако структуры Алишера Усманова готовы купить 75% акций за $200 млн, что немного для данного актива: этот бизнесмен всегда отличался дальновидностью и стратегическим мышлением, и все его покупки со временем росли в цене. Впрочем, на стоимость акций влияют не столько страновые риски, сколько показатели роста. Если темпы роста замедлились, акции автоматически снижаются в цене, так как увеличивается срок возврата инвестиций. То, что акции «СТС Медиа» начали падать в период публикации годовой отчетности, говорит скорее об этом. Однако сейчас на российских активах сказывается и разница в курсе валют: компании зарабатывают в рублях, а отчитываются в долларах. Очевидно, что западные страны по-новому оценивают российские компании, чьи акции котируются на фондовых биржах. Получил деньги – изволь дать отчет правительству США. Сейчас у «Билайн» и МТС могут заблокировать $300 млн. Теоретически за ними могут последовать «Яндекс» и Mail.Ru Group. Наиболее вероятно, что крупные сделки, в том числе на медиарынке, скорее всего, будут проходить с участием российского частного или государственного капитала. Наибольшую привлекательность получают компании, давно зарекомендовавшие себя на рынке, обладающие значительными интеллектуальными, финансовыми и производственными активами. Стартапы, вероятнее всего, теряют – если не цену, то ценность в глазах потенциального инвестора. Финансовые объемы рынка снижаются. У компаний и у инвесторов сужена возможность получения прибыли и дальнейшего развития. Мы видим рынок новой формации и его отличительную особенность – большее влияние государства, чем прежде. Причем это касается как российского, так и зарубежных рынков. Возможно, инвестиционная активность государства станет положительным моментом, пока частный капитал из-за разницы курса валют предпочитает вкладывать в более экспортно-ориентированные отрасли. В медиа не так много компаний, получающих стабильные валютные отчисления, и о каких-либо сделках с их куплей-продажей мы вряд ли услышим в ближайшее время. Джемир Дегтяренко « вернуться |
Адрес офиса: Россия, Москва, ул. Правды, дом 24, стр.4, оф.218 Для корреспонденции: 141014, г.Мытищи-14, а/я 34 |
Тел./факс: (495) 741 49 20/ 05/06 e-mail: mmr2020@corpmedia.ru |